Volvo 480 — шведам хватило смелости

В 1980-х годах в модельном ряду Volvo доминировали угловатые седаны и универсалы, которые внушали доверие клиентов безопасностью и комфортом, но не давали ничего, что выходило бы за рамки принятых стандартов. Попытка с Volvo 480 не увенчалась успехом, но риск можно оценить.

Все это означало, что многие клиенты избегали продукции Volvo, посещая выставочные залы конкурентов, которые, помимо типичных семейных автомобилей, часто предлагали привлекательные, динамично оформленные и быстрые машины, ориентированные на молодых клиентов. Шведы, однако, наконец поняли, что существует брешь, это и привело к созданию одной из самых стилистически интересных моделей в истории бренда.

Это компактный трехдверный Volvo 480 длиной всего 4258 мм. По сравнению с классическими моделями машина выглядела так, будто пришла из будущего. Все благодаря резким линиям кузова, складывающимся фарам, модным в то время в купе, и заднему стеклу, которое также выполняло роль крышки багажника — эта идея позже была воспроизведена в духовном преемнике 480-го, модели C30, но это отдельная история.

Премьера Volvo for Young состоялась на Женевском автосалоне в 1986 году. Тогда были подчеркнуты уникальные особенности модели, такие как передний привод, который Volvo никогда раньше не использовал, или высокий уровень безопасности с учетом требований американских краш-тестов NHTSA. Вероятно, это была первая серийная модель в Европе, оснащенная громоздкими бамперами, которые, согласно американским правилам, должны были выдерживать удар на скорости 8 км/ч, предотвращая повреждение кузова и фар. Высота и угол выдвижных фонарей также были адаптированы к требованиям рынка США для обеспечения безопасности пешеходов.

Эти решения были предусмотрены еще на стадии проектирования, поскольку Volvo возлагала большие надежды на успех модели 480 на американском рынке. Однако в конечном итоге автомобиль не попал на этот рынок из-за неблагоприятного тогда курса доллара. Шведы могли только рассчитывать на благосклонность европейских покупателей, которые, к сожалению, не поддались очарованию исключительного Volvo. Они не оценили очень богатое оборудование — кондиционер, кожаная обивка, сиденья с подогревом, электрические стеклоподъемники и зеркала, цифровые датчики и хорошо настроенное шасси, за которое отвечали инженеры Lotus.

Двигатели, кроме базового 1.7 на 102 л.с., тоже не давали повода для жалоб. Стоит отметить, что это были агрегаты, позаимствованные у Renault, с которой в то время работала Volvo. В 1988 году, через два года после дебюта машины, в модельный ряд была добавлена версия двигателя 1.7 с наддувом, усиленная специалистами Porsche. 120 км позволяли достичь первой сотни за 9,3 секунды и разогнаться до 200 км/ч. Это также связано с небольшой массой машины, которая в базовой версии не превышала 1 тонну. Третьим агрегатом в линейке, доступным до 1992 года, был бензиновый двигатель 2.0 мощностью 110 л.с., который также обеспечивал приличную производительность, хотя и не такую хорошую, как версия с наддувом.

Уважаемый бренд, интригующий дизайн, отличное оборудование и динамичный характер — теоретически идеальное сочетание. Тем не менее, 480 никогда не пользовался впечатляющим успехом. Одной из причин, безусловно, были высокие цены. До конца производства в 1995 году было продано чуть более 76000 экземпляров, что было не очень впечатляющим результатом, если учесть, что изначально шведы ожидали продавать 25000 единиц в год только для США.

Родоначальник компактов премиум-класса, видимо, родился слишком рано. Стоит отметить, что его духовный преемник в виде модели C30, предлагаемой в 2006-2012 годах, продавался намного лучше.